Все виды искусства развиваются под влиянием культурного течения с учетом национальных особенностей того или иного региона/страны. Одним из самых ярких, противоречивых и эмоциональных стилей считается барокко в архитектуре, живописи и музыке. Рассмотрим в общих чертах: что подразумевается под загадочным веянием, как оно проявляется в строениях на территории Европы и в памятниках русского зодчества Петровских, Елизаветинских времен.
Историческая справка
Существует несколько оспариваемых теорий, но большинство придерживается итальянской «истории». В любом случае название отражает основные особенности европейского стиля. До его зарождения под словом barroca португальские моряки подразумевали жемчуг, который отличался неправильной, искаженной, причудливой геометрической формой. В 16-м веке такие находки пользовались популярностью среди ювелиров и любителей украшений.
Предпосылками к появлению нового культурного течения считаются в большей степени политическая обстановка. Это связано с войной, что длилась 30 лет. В результате была заметно ослаблено влияние католической церкви как на правящие слои населения, так и на «простой» народ. Чтобы вернуть и закрепить свою позицию «церковь» решила прибегнуть к помощи деятелей искусства, которые в ту эпоху продолжали активно влиять на людей благодаря работам таких личностей как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. А также не стоит забывать о трудах и доказанных теориях Гегеля, Кеплера, Магеллана, Коперника. Последние способствовали разрушению устоявшихся стереотипов, представлений о мире, о незыблемом и вечном, о постоянном, что было характерными чертами Ренессанса.
Что характерно для барокко
В результате, если Ньютон не спешил обнародовать противоречивые на тот момент открытия, то архитекторы и художники проявили смелость. Своими работами они подчеркивали не только желание показать реальность вместо идеализма. Но в работах прослеживается параллель с общественным расколом на католиков и протестантов. Это проявляется в противоречивых
оценках, которые одновременно возникали у наблюдателей: красиво и отвратительно, интересно и безвкусно, оригинально и отталкивает.
Первым зданием в стиле барокко с точки зрения архитектуры условно считается вилла Фарнезе. После десятилетней заморозки строительство было возобновлено в конце 1590-х годов под руководством Джакомо Бароции да Виньолу, который считается открывателем барокко. Позднее работу продолжил Джироламо Райнальди (далее главный архитектор Папского государства), который кроме прочего закончил строительство овальной лестницы ведущей ко дворцу. Кстати его сын стал знаменитым в свое время барочным архитектором (Карло Райнальди).
В целом можно выделить такие характерные для барокко черты:
наличие овальных конструкций; криволинейный фасад с утопленными ступенчатыми проемами; присутствие статуй, реже картин на фасадной части здания; витиеватые торцевые переходы; объединение строения с прилегающей территорией (ландшафт, фонтаны, парки/скверы/аллеи, конструкции).
Грациозность, торжественность, ассоциации с победой, несомненная оригинальность и прочие «восклицания» стали причиной борьбы барокко с классицизмом, которая продолжалась почти столетие (второй «победил»). В результате по сей день уцелевшими каменными постройками можно любоваться не только в Риме и прилегающих областях, но и в других странах включая Россию. Но в отличие от католического мистицизма у нас было смешение стиля с национальным зодчеством.
Как результат, выделяется так называемое русское барокко несмотря на то, что оно развивалось под руководством итальянских архитекторов (Микетти, Растрелли, Леблон, Трезини и другие). Здесь отличается прежде всего отделка фасада – вместо камня используется штукатурка, которая окрашивалась в контрастные цвета. Это позволяло дополнительно украшать стены позолотой, выделять на общем фоне белые элементы для подчеркивания грациозности строения.
Видео описание
В этом видео рассказывается про развитие барокко в России:
Коротко о главном
Барокко в переводе с итальянского – жемчужина с неправильной геометрической формой.
Для барокко в архитектуре характерны искривленные линии, статуи и барельефы на фасаде, утопленные проемы, громоздкость.
Цель архитекторов состояла в сочетании разных элементов, которые суммарно вызывают у наблюдателя противоречивые эмоции.
В целом здания выглядят величественно, грандиозно, оригинально, но вычурно, излишне роскошно, изобилует деталями.
В русском барокко из-за оштукатуривания фасада роскошь дополнительно подчеркивается за счет позолоты и контрастных красок.